Святые супруги князь Пётр и княгиня Феврония Муромские. Мотив Е. Прегрешного. День Семьи, Любви и Верности
Рис. 17. Святые благоверные супруги Пётр и Феврония Муромские. Фреска Свято-Преображенского Монастыря в Муроме.
История праздника День Семьи, Любви и Верности.
В России святыми покровителями семьи и супружества считаются супруги князь Пётр и княгиня Феврония Муромские. Князь Давыд Юрьевич (наречённый в монашестве именем Пётр) правил в Муроме с 1205-го по 1228 год. Супруги имели 3-х детей: 2-х сыновей – Юрия и Святослава – и дочь Евдокию. В 1547-м году Пётр и Феврония были канонизированы – т.е. официально провозглашены церковью причисленными к ликам святых. Мощи супругов покоятся в единой раке, в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме.
В 2008-м г. по инициативе Светланы Медведевой Совет Федерации вынес постановление об учреждении 8 июля (по церковному календарю 25 июня) ежегодного праздника «День Семьи, Любви и Верности», посвящённого памяти святых супругов Петра и Февронии. Символ этого праздника – цветок ромашка. Дата соответствует дореволюционной дате их почитания как продление праздника Ивана Купалы. Дело в том, что Феврония почитается ещё и как Феврония Русальница, хранительница живительных сил водоёмов. Ночь Ивана Купалы и последующий День Февронии Русальницы дают водоёмам силу живой воды.
Пётр и Феврония оживут в День Семьи, Любви и Верности. В ре-лигиозной культуре существует традиция массовой театрализованной постановки событий, давших легендарную основу празднования. Напри-мер, в Рождество по улицам городов едут 3 волхва на верблюдах, а в праздники Богородицы проходят шествия с украшенной статуей Девы Марии во главе колонны. Традицию постановки полезно было бы инициировать и в православии. Моя мини-пьеса предназначена для ознакомления публики с жизнью русских святых Петра и Февронии и может быть использована для празднования Дня Семьи, Любви и Верности.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написал писатель-публицист инок Ермолай-Еразм Прегрешный, по-видимому, в связи с обобщением материалов для канонизации благоверных супругов. (Расцвет творчества Е.Прегрешного приходится на 1540-1560-й годы.) Вот краткое содержание повести в изложении Л.В.Рычковой. В Муроме во время правления князя Павла случилась беда. Змей повадился к жене князя «на блуд» в образе двойника князя. Пётр, младший брат Павла, убил Змея Агриковым мечом, найденным в монастыре. Ядовитая кровь Змея забрызгала Петра, отчего он покрылся струпьями и тяжело заболел.
В Рязанской области в селе Ласково отрок-нарочный Петра нашёл девушку-целительницу, которая разговаривала чудным притчевым языком. По просьбе нарочного девушка взялась вылечить Петра, если за это князь женится на ней. Пётр сказал: «Пусть лечит, как умеет». Когда Пётр прибыл к ней в дом, дева дунула на хлебную закваску в плошке, передала её отроку и велела помазать в растопленной бане все струпья, кроме одного. Между делом князь решил испытать деву на сообразительность. Он послал ей пучочек льна с повелением сделать из него сорочку, одежду и плат для князя, пока тот лечится в бане. В ответ Феврония прислала князю кусок поленца с просьбой сделать ткацкий станок для её работы. Пётр оценил её ум. После бани Пётр оказался совершенно здоров. От посланных им даров дева отказалась. Пётр не женился на ней из-за низкого рода занятий её отца и брата, кто были древолазами – сборщиками дикого мёда. По дороге домой единственный струп на теле князя снова вызвал ужасное заболевание. Пришлось Пётру возвратиться к Февронии и после повторного лечения жениться на ней.
По смерти брата Пётр стал самодержцем Мурома. Но жёны Муромских бояр отказались подчиниться простолюдинке Февронии. Бояре, опьянев на пиру, высказали Февронии: «Мы дадим тебе всё, что хочешь, любые богатства, только уезжай из города. А нам нужна родовитая княгиня». Феврония ответила: «Ничего иного мне не надо, отдайте только супруга моего, – Петра». Князь Пётр не нарушил закона супружества; с Февронией он удалился из Мурома по Оке на кораблях. Уже на следующие сутки из Мурома на мыс ночной стоянки к Петру прибыла делегация бояр с просьбой вернуться на княжение вместе с женой. Дело в том, что в отсутствии Петра большинство бояр погибли в междоусобице за престол. Пётр и Феврония вернулись в Муром и правили там безупречно, проявляя себя с народом как чадолюбивые отец и мать.
В старости Пётр и Феврония приняли постриг соответственно в мужском и в женском монастырях. Был изготовлен гроб из единого камня, где 2 ложа были разделены перегородкой. Супруги умерли в один день. Их тела, уложенные в разные гробы в монастырях их иночества, чудесным образом переместились в единый гроб, сработанный по их замыслу.
История праздника День Семьи, Любви и Верности.
В России святыми покровителями семьи и супружества считаются супруги князь Пётр и княгиня Феврония Муромские. Князь Давыд Юрьевич (наречённый в монашестве именем Пётр) правил в Муроме с 1205-го по 1228 год. Супруги имели 3-х детей: 2-х сыновей – Юрия и Святослава – и дочь Евдокию. В 1547-м году Пётр и Феврония были канонизированы – т.е. официально провозглашены церковью причисленными к ликам святых. Мощи супругов покоятся в единой раке, в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме.
В 2008-м г. по инициативе Светланы Медведевой Совет Федерации вынес постановление об учреждении 8 июля (по церковному календарю 25 июня) ежегодного праздника «День Семьи, Любви и Верности», посвящённого памяти святых супругов Петра и Февронии. Символ этого праздника – цветок ромашка. Дата соответствует дореволюционной дате их почитания как продление праздника Ивана Купалы. Дело в том, что Феврония почитается ещё и как Феврония Русальница, хранительница живительных сил водоёмов. Ночь Ивана Купалы и последующий День Февронии Русальницы дают водоёмам силу живой воды.
Пётр и Феврония оживут в День Семьи, Любви и Верности. В ре-лигиозной культуре существует традиция массовой театрализованной постановки событий, давших легендарную основу празднования. Напри-мер, в Рождество по улицам городов едут 3 волхва на верблюдах, а в праздники Богородицы проходят шествия с украшенной статуей Девы Марии во главе колонны. Традицию постановки полезно было бы инициировать и в православии. Моя мини-пьеса предназначена для ознакомления публики с жизнью русских святых Петра и Февронии и может быть использована для празднования Дня Семьи, Любви и Верности.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написал писатель-публицист инок Ермолай-Еразм Прегрешный, по-видимому, в связи с обобщением материалов для канонизации благоверных супругов. (Расцвет творчества Е.Прегрешного приходится на 1540-1560-й годы.) Вот краткое содержание повести в изложении Л.В.Рычковой. В Муроме во время правления князя Павла случилась беда. Змей повадился к жене князя «на блуд» в образе двойника князя. Пётр, младший брат Павла, убил Змея Агриковым мечом, найденным в монастыре. Ядовитая кровь Змея забрызгала Петра, отчего он покрылся струпьями и тяжело заболел.
В Рязанской области в селе Ласково отрок-нарочный Петра нашёл девушку-целительницу, которая разговаривала чудным притчевым языком. По просьбе нарочного девушка взялась вылечить Петра, если за это князь женится на ней. Пётр сказал: «Пусть лечит, как умеет». Когда Пётр прибыл к ней в дом, дева дунула на хлебную закваску в плошке, передала её отроку и велела помазать в растопленной бане все струпья, кроме одного. Между делом князь решил испытать деву на сообразительность. Он послал ей пучочек льна с повелением сделать из него сорочку, одежду и плат для князя, пока тот лечится в бане. В ответ Феврония прислала князю кусок поленца с просьбой сделать ткацкий станок для её работы. Пётр оценил её ум. После бани Пётр оказался совершенно здоров. От посланных им даров дева отказалась. Пётр не женился на ней из-за низкого рода занятий её отца и брата, кто были древолазами – сборщиками дикого мёда. По дороге домой единственный струп на теле князя снова вызвал ужасное заболевание. Пришлось Пётру возвратиться к Февронии и после повторного лечения жениться на ней.
По смерти брата Пётр стал самодержцем Мурома. Но жёны Муромских бояр отказались подчиниться простолюдинке Февронии. Бояре, опьянев на пиру, высказали Февронии: «Мы дадим тебе всё, что хочешь, любые богатства, только уезжай из города. А нам нужна родовитая княгиня». Феврония ответила: «Ничего иного мне не надо, отдайте только супруга моего, – Петра». Князь Пётр не нарушил закона супружества; с Февронией он удалился из Мурома по Оке на кораблях. Уже на следующие сутки из Мурома на мыс ночной стоянки к Петру прибыла делегация бояр с просьбой вернуться на княжение вместе с женой. Дело в том, что в отсутствии Петра большинство бояр погибли в междоусобице за престол. Пётр и Феврония вернулись в Муром и правили там безупречно, проявляя себя с народом как чадолюбивые отец и мать.
В старости Пётр и Феврония приняли постриг соответственно в мужском и в женском монастырях. Был изготовлен гроб из единого камня, где 2 ложа были разделены перегородкой. Супруги умерли в один день. Их тела, уложенные в разные гробы в монастырях их иночества, чудесным образом переместились в единый гроб, сработанный по их замыслу.
СВЯТЫЕ СУПРУГИ ПЁТР И ФЕВРОНИЯ
Сценарий супружеской ролевой игры
для празднования Дня Семьи, Любви и Верности
(8-го июля)
Действующие лица:
Пётр, князь Муромский. Феврония, его жена.
Костюмы. Русская княжеская одежда раннего средневековья.
Кулинария. Жареная птица или кролик, пироги,
пшённая каша со сливочным маслом, самогон, травяной чай.
Картина. Мыс реки Оки. На поляне – два маленьких дубка
и палатка-шатёр для ночлега корабелов.
Пётр и Феврония вынуждены были покинуть Муром,
город вокняжения Петра, по причине бунта бояр против Февронии,
простое происхождение которой не давало ей права быть княгиней.
Пётр:
Ховря, Ховря! Вознамерясь
совершить далёкий путь,
за туманом не осмелюсь
в будущее заглянуть.
Где взойду на княжий трон я?
Где дружину наберу?
Знаю лишь одно, Хавронья:
князь я – князем и умру.
Поведу на юго-запад
снаряжённые суда…
Феврония
(вглядываясь то ли в прошлое, то ли в будущее):
Помнишь, – в Муроме есть заводь,
в детстве бегал ты туда…
Пётр:
Мой родимый город Муром
нас изгнал, – моя жена
муромчанам-самодурам
показалась незнатна.
Феврония:
Ты в беде со мной остался, –
одиночкой не сослал,
перед силами бунтарства
не покинул, не предал.
Мне бояре обещали:
«Уходи! Позволим взять
всё, что хочешь, на прощанье!».
Дань прислали на возах, –
золото, каменья, ткани.
Только я была хитра:
«Не нужны мне эти дани.
Подарите мне Петра».
Ум вельможий помутился,
слово в твёрдости держа.
Каждый троном обольстился:
«Мы согласны, госпожа».
Им оставив гнев и ругань,
снарядил три корабля
и пошёл со мной супруг мой
в неизвестные края.
Благодарна я безмерно,
князь любимый мой, тебе
что достойно, благоверно
сделал выбор по судьбе.
Нам молебны хорошо бы
заказать монастырю…
Пётр:
Приготовим пищу, чтобы
в путь пуститься поутру.
Вот – два деревца. Повесим
на верхушки наш котёл,
а меж стволиков древесных
разведём большой костёр.
Жаль, что обгорят, бедняжки, –
им деревьями не стать
ради нашей пшённой кашки.
Поедим и ляжем спать.
Ужинают, ведя разговор.
Феврония:
Выверим наш путь по звёздам, –
тьма разверзлась, звёзд полна.
Пётр:
Мир Господь премудро создал:
Солнце – днём, в ночи – Луна.
Два светила, как супруги:
делят Солнышко с Луной
власть во вверенной округе,
так же, как и я с тобой.
Я – князь бытности народной,
а твоя – святая власть.
Ты Предивною Февроньей
в простолюдье нареклась.
Феврония:
Будем править населеньем,
как родители детьми –
с неусыпным попеченьем,
на зажиточность семьи,
мирно, без кровопролитья…
Петя, если не устал,
расскажи про те событья,
что ты в жизни повидал.
Пётр:
А не побоишься, дева,
на ночь байки вот о чём:
как я Змея-Лиходея
зарубил святым мечом?
Феврония:
Мне с тобой никто не страшен,
нам защитой – крест святой…
Пётр:
…В прошлом Павел, брат мой старший,
занял Муромский престол.
Чародей, кто звался Змеем
и сродни был Сатане,
внешность изменять умея,
лазал к Павловой жене.
Принимал он образ Павла
и похож был, как двойник.
Но жена подозревала
колдовство в свиданьях их.
Говорит ему: «Ответьте,
прежде, чем со мной возлечь:
что есть символ Вашей смерти?»
Змей сказал: «Агриков меч».
В ноги мне упав, княгиня,
вся в слезах, кляла свой срам:
«Брат Петруша, помоги мне…»
В поиск по монастырям
вышел я, как мститель-деверь,
и в проломе стен нашёл
меч Агриков, коим демон
был смертельно устрашён.
Ночью я, ворвавшись в спальню
одурманенной снохи,
отомстил Угорской сталью
за змеиные грехи.
Змей, порубленный на части,
дух со смрадом испустил...
Вздыхает.
В брызгах крови яд, к несчастью,
моё тело окропил.
И покрыли тело струпья,
кожа язвами пошла.
Вот тогда отправил слуг я,
кем ты найдена была
по молве, тебя хвалившей
как целительницу тел.
Ты прости, что, исцелившись,
я жениться не хотел.
(С весёлой иронией.)
Круто цену заломила:
«За леченье – в жёны взять».
А князьям зазорно было
под венец простушку звать.
Феврония:
Дорогой, я это знала, –
ведь рассудок мой не глуп.
Потому и упреждала:
не лечить последний струп.
И когда я обманулась
неотплатою твоей, –
то болезнь к тебе вернулась,
даже стала ещё злей.
Я ромашки притомила
и закваской залила.
И когда вернулся милый,
я болезнь с него сняла.
Пётр (весело):
Дал я льна пучок насмешкой
и рубашки мне соткать
попросил.
Феврония:
Я полполешка
подала – станок собрать...
Но! – преподнесла рубашки,
как просил жених-беглец…
Смеются.
Пётр:
Были мази из ромашки, –
из ромашек и венец!
Феврония:
Я люблю тебя. Прознала
с детства: Пётр – мой жених.
Пётр:
Я люблю тебя, родная,
больше всех утех земных.
Феврония:
Это правда, – из селян я,
и отец мой – древолаз.
Мудрость мне, как нимб в сиянье,
от него передалась.
Ни купить, ни вставить разум, –
только родом получить.
Ты, мой муж, рождён был князем, –
значит, так тому и быть.
Пётр:
Речь твоя умна, Хавроша,
но пора нам лечь в шатёр.
Феврония:
Пахнут цветики… Хороший
нынче будет медосбор!
Если сценарий разыгрывается тет-а-тет, здесь возможен интим.
х х х
На следующее утро.
Феврония:
Посмотри, – идут бояре,
к нам из Мурома спешат.
Князь пресветлый, не тебя ли
возвратить они хотят?..
Все в слезах, в одежде скорбной,
строй шагает тяжело.
Знать, в борьбе междоусобной
их немало полегло.
Пётр:
Глянь-ка! Где, трудясь над пищей,
мы спалили деревца,
поднялись над пепелищем
два дубочка-близнеца!
Феврония:
Для тебя я это диво
сотворила, мой родной.
Пётр:
Выпьем с ходоками пива
и отправимся домой!
29-31 января 2013г.
Исполнители вместе читают каноническую молитву
святым благоверным супругам
князю Петру и княгине Февронии Муромским.
МОЛИТВА
О святии и преславнии чудотворцы,
благовернии супруги
княже Петре и княгине Февроние!
Приимите милостивно сие похвальное пение,
во умилении в память вашу приносимое,
и вашим предстательством
у Господа испросите нам (имена)
преуспеяние в добрых делах,
жизнь долгую и благополучную нам и потомству нашему,
избавление от всех скорбей и болезней,
а Родине – благоустроения.
Да сподобимся вкупе с вами
наследовать Царствие Господне.
Комментарии: