Главная » » Поэт Владимир Маяковский и Мария Денисова. Мотив поэмы «Облако в штанах»

Поэт Владимир Маяковский и Мария Денисова. Мотив поэмы «Облако в штанах»

1 413
0
ВВЕДЕНИЕ
Начало 20-го века называют серебряным веком русской поэзии. Увле-чение стихотворчеством, возникшее в среде молодой русской интеллигенции, стало массовым и охватило все слои общества. Русская поэзия начáла 20-го века напитана молодыми обострёнными чувствами половой любви: восхищения, очарованности, любовных переживаний. Мой сценарий призван пробудить интерес современной молодёжи к поэтам, жившим 100 лет назад: их язык очень выразителен, богат, цитабелен.
Рис. 28. Поэт Владимир Маяковский (1893-1930г.) и Мария Денисова - будущий скульптор (1894-1944г.)
Революционная активность способствовала возникновению новаторских направлений в поэзии. Поэт Владимир Владимирович Маяковский – крупнейший русский поэт-новатор 20-го века. Жанр его поэзии определён как русский футуризм. Любовная лирика Маяковского с её грубоватой органикой, весомостью, внутренними напряжениями в рифмах и ритмах из поколения в поколение оценивается как гениальная.
Данный сценарий написан на основе поэмы «Облако в штанах» (1914-1915г.). В поэме запечатлены эмоции 20-летнего поэта в отношениях с его 19-летней возлюбленной Марией Денисовой в зимней, сырой Одессе накануне Первой Мировой войны. Вскоре после знакомства с поэтом Мария вышла замуж за инженера В.Строева. Жила в Швейцарии, выставляла свои работы на международных выставках. Супружество не сложилось. Героиня поэмы известна как скульптор-монументалист Мария Денисова-Щаденко, по фамилии своего второго мужа.
С 1915-го г. музой и сподвижницей поэта на длительное время стала Лиля Брик. В числе возлюбленных были Лиля Лавинская (имела от него сына), Татьяна Яковлева, Елизавета Зиберт (имела от него дочь), последняя любовь поэта – Вероника Полонская, молодая актриса МХАТа.
Мой сценарий – это диалог поэта и девушки, зашедшей к нему в гости. Построение диалога потребовало выборки фраз из стихов поэта и их преобразования с целью состыковки фраз диалога. Сценарий смонтирован из стихов В.В.Маяковского по фантазии Л.В.Рычковой. Для сближения с поэзией В.В.Маяковского нужно читать его личные произведения.

ПОЭТ ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ
И МАРИЯ ДЕНИСОВА
Сценарий супружеской ролевой игры
по мотивам поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах».
Действующие лица:
Поэт Владимир Маяковский, 21-го года.
Девушка Мария Денисова, 19-ти лет,
невеста инженера В.Строева.
Костюмы. На нём жёлтая «кофта фáта», галстук-бант –
чёрный в белый горох, бархатные чёрные брюки-клёш.
На ней – выходная одежда в стиле модерн, длинная нитка бус.
Кулинария. Какао (упоминается в поэме),
рябчики, ананас («ешь ананасы, рябчиков жуй»),
«2 морковинки (несу за зелёный хвостик)», печенье.
Картина. Ноябрьский непогожий день.
Съёмная одесская квартира с мебелью в стиле модерн. 
Владимир:
Ваш образ, захватанный в размягчённом мозгу,
я, издёрганный, как лакей, припав к кушетке,
вырву из головы, вытру о сердца лоскут,
досыта наиздеваюсь, нахальный и едкий.
Мария (без обид, шутливо)Наглость!
Владимир:
Нет, зефирная и батистовая
чинная чиновница ангельской лиги:
наглость – губы поэта перелистывать,
как страницы поваренной книги.
Мария:
Метафоричная грубость в самоиронии. 
Брюки из бархата, жёлтая кофта фáта
делают из постороннего непостороннего
в цветном амфитеатре заката.
Владимир:
Хорошо, когда в жёлтую кофту
душа от осмотров укутана.
Можно, подходя к эшафоту,
крикнуть: «Пейте какао Ваг-Гуттена!».
(Разливает какао.)
Хотите – буду всем мясом бешеный,
или, как небо, менять тона.
Хотите – буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а облако в штанах.
Мария:
Рекомендую стиль Джека Лондона, –
природа, золото, страсть.
Владимир:
Я вижу одно: Вы – Джиоконда,
которую надо украсть.
Вы – Клондайк, золотоносная залежь –
расстараюсь и застолблюсь!
Пауза.
Мария:
Знаете, я выхожу замуж.
Пауза.
Владимир (перехватывающимся голосом):
Что ж, выходúте. Ничего. Покреплюсь.
Видите – спокоен как.
Как пульс покойника.
Мария:
Нужно покончить с этими играми
и разорвать остатки тяги.
Владимир:
Нет! – даже в доме, который выгорел,
иногда живут бездомные бродяги.
Высунусь из рамы: «Эй, господа,
любители
святотатств, преступлений, боен!
А самое страшное видели –
лицо моё, когда
я абсолютно спокоен?!».
Сгорблюсь в окне,
как глыба
перекошенная.
Какая любовь во мне
погибла –
большая или крошечная?
Откуда большая у душевнобольного, –
так, маленький смирный любёночек.
За каждый взгляд, за каждое слово
об пол бился лбом в ночах.
Обиженный, выл, свирипея.
Мария, дай!
Мария:
Будьте благоразумней.
Владимир:
Помните? Погибла Помпея,
когда раздразнили Везувий.
Мария (иронично):
Я вижу, – тучи и облачное прочее
в брюках подняли невероятную качку.
Митингуют вспененные рабочие,
объявив небу озлобленную стачку.
Владимир:
Пусть мирное Солнце нежненько
Гладит и ствол, и лафет, –
расстреливать мятежников
грядёт генерал Галифе.
Гром из-за тучи, зверея, вылез,
громадные ноздри нагло высморкав,
и небо в секунду скривилось
грозной гримасой железного Бисмарка.
Мария (с усмешкой):
Правильно! Кто об отдыхе взмолится, –
оплюй его в каждом дне!
Армии подвижников, обречённым добровольцам
от поэта пощады нет…
Ха-ха! Вы такой замороченный, точно
во всей Вселенной нету Капри.
А Капри есть. От вспышек цветочных
весь остров, как женщина в розовом капоре.

Владимир:
Мария, впусти, лазурная Ницца!
Не хочешь такого меня? Не люб.
Дождь обрыдал тротуары, от слёз – ресницы
слиплись в сосульки из глаз водосточных труб.
Мария! Ближе!
В раздетом бесстыдстве, в боящейся дрожи ли,
отдай твоих губ неисцветшую прелесть, –
чтоб органы тела ожили,
замёрзшие, отогрелись…
Чтоб чувственный мир не вымер…
Мария:
Не надо, Владимир…
Владимир:
Детка! Не бойтесь, что у меня на шее воловьей
потноживотные женщины мокрой горой сидят, –
что сквозь жизнь я тащу
миллионы огромных чистых любовей
и миллион миллионов маленьких грязных любят.
Мария! Не хочешь? Ждёшь,
когда мои щёки провалятся ямкою,
всеми попробованный, с душой обгоревшей
приду и беззубо прошамкаю,
что сегодня я удивительно чистый и безгрешный.
Мария, дай! Отключи святое сиянье.
Я – весь из мяса, человек весь,
тело твоё прошу, как просят христиане:
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Бог Всемогущий изобрёл пару рук,
сделал, что у каждого есть голова.
Отчего Он не выдумал, чтоб можно было без мук, –
целовать, целовать, целовать…
Мария:
Боюсь, что измена придёт, как ненастье.
Я буду причислена к тысячам хорошеньких лиц,
любящих Маяковского.
Владимир:
С тебя начнётся династия
на сердце великого поэта взошедших цариц.
10-20.05.2014.
Комментарии:
Прокомментировать
Блог литератора-религиоведа Рычковой Ларисы Валерьевны © 2018